Страничка педагога-психолога

Процесс адаптации детей раннего возраста.

Как примут ребенка в детском коллективе? Какие отношения сложатся у него с воспитателем? Не будет ли малыш часто болеть? Насколько быстро он привыкнет, адаптируется к новой среде? Привычные родительские волнения и тревоги. Такие же проблемы встают и перед воспитателем, принимающим в свою группу новичков. И они вполне обоснованы, поскольку известно: изменение социальной среды сказывается как на психическом, так и на физическом здоровье детей.
Особого внимания с этой точки зрения требуют те малыши, которым впервые предстоит перейти из достаточно замкнутого семейного круга в мир широких социальных контактов. Установлено, что именно, в этом возрасте адаптация происходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями. Дело в том, что в этот период интенсивно физически развивается организм, созревают психические процессы. А на этапе становления дети в наибольшей степени подвержены колебаниям и даже срывам. Новые условия и как ответная реакция новые формы поведения требуют определенных усилий и умений со стороны ребенка. От того, насколько малыш подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависят и течение адаптационного периода (который может продолжаться иногда и полгода), и его дальнейшее развитие. Задача родителей заключается в том, чтобы не только обеспечить необходимый физический уход за малышом, но и способствовать наиболее полному развитию его психики.

 Взрослые в семье понимают, что адаптационный период - один из самых сложных в жизни ребёнка. Все охают, причитают, волнуются за него, но не более того! Родители зачастую не готовят своего ребёнка к посещению детского сада, а следовало бы. В первую очередь необходимо привести в соответствие распорядок дня ребёнка дома с режимом дошкольного учреждения. Времени для этого достаточно. Планомерно, постепенно можно подвести ребенка к четкому его выполнению. Когда малыш придёт в группу, его не нужно будет переучивать, ломать неправильные привычки. В процессе подготовительного этапа нужно будет уделить внимание рациону питания. Как правило, у детей в период адаптации снижается аппетит, иногда вплоть до полного отказа от пищи.

В это же время необходимо обратить серьёзное внимание на формирование навыков самостоятельности. Ребёнок, умеющий есть, раздеваться и одеваться в детском саду, не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослых, что положительно скажется на его самочувствии. Умение самостоятельно занять себя игрушками поможет ему отвлечься от переживаний, на какое-то время сгладить остроту отрицательных эмоций.
Длительность адаптации зависит и от уровня развития ребёнка. Если с ним систематически занимались дома и рос он общительным и самостоятельным, то в группе он быстро устанавливает контакт с воспитателем. Ваш малыш пришел в детский сад. Для него началась новая жизнь. Чтобы ребёнок вступил в неё радостным, общительным, повзрослевшим, хотим предложить ряд рекомендаций:

  • Постарайтесь создать в семье спокойную, дружескую атмосферу.
  • Установите чёткие требования к ребёнку и будьте последовательны в их предъявлении.
  • Будьте терпеливы.
  • Формируйте у ребёнка навыки самообслуживания и личной гигиены.
  • Поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения со взрослыми.
  • Когда ребёнок с вами разговаривает, слушайте его внимательно.
  • Если вы увидите, что ребёнок что-то делает, начните "параллельный разговор" (комментируйте его действия).
  • Говорите с ребёнком короткими фразами, медленно; в разговоре называйте как можно больше предметов. Давайте простые и понятные объяснения.
  • Спрашивайте у ребёнка: "Что ты делаешь?"
  • Каждый день читайте ребёнку. Заботьтесь о том, чтобы у него были новые впечатления.
  • Занимайтесь с ребёнком совместной творческой деятельностью: играйте, лепите, рисуйте...
  • Поощряйте любопытство.
  • Не скупитесь на похвалу.
  • Радуйтесь Вашему ребенку!
  1. Детские заповеди для мам
  2. Как родителям самостоятельно подготовить ребёнка к ДОУ
  3. Капризы и упрямства детей
  4. Как справиться с беспокойством и тревогой в условиях глобальной неопределенности
  5. Как рассказать детям о коронавирусе